✅ 11138

Берлин - два города в одном




Столица Германии вызывала противоречивые чувства. Специально я туда ехать не хотел: ну что там такого, в этом Берлине? Шум-гам, столичная суета.

Если уже видел с десяток европейских столиц — вряд ли воспылаешь к нему страстью. То и дело слышишь восторженные "Ах, Париж!", "Ах, Рим!" или даже "Ох, Амстердам!". С Берлином совсем не так. Но вернуться туда хочется. Почему? Читайте дальше!

1 В прошлом посте я показывал, что сейчас центр Берлина похож на одну большую стройку. Масштабные строительные проекты, конечно, доставляют некоторые неудобства жителям и туристам. Зато можно быть уверенным, что через год или два, когда появится новая ветка метро и восстановят исторические здания, бывшие здесь до войны, немецкую столицу будет не узнать.


2 Сначала отправимся к самому известному месту, и самому популярному у туристов. Чекпойнт Чарли, исторический пропускной пункт, граница между двумя Берлинами и двумя цивилизациями. Как видите, это обыкновенная, не очень широкая улица, плотно застроенная домами. Людям приходится перебегать через оживлённый перекрёсток, чтобы добраться до заветной белой будки. А что там?


3 А там — мемориальный пункт пропуска на границе между ФРГ и ГДР. Его оставили как память, есть даже "почётный караул" — действующие лица меняются, бывают "советские" и "союзнические" смены. Я оказался там в день, когда актёры стояли в американской и французской форме.


4 Сфотографироваться на память у солдатиков — и можно ехать домой. Это почти как зафигачить лук на фоне Мавзолея. Люди улыбаются и радуются тому, что в мире одной границей меньше. Но некоторые воспринимают падение Стены как личную трагедию. "Я не буду фотографироваться с американцами!" — прошептала на русском пожилая женщина своим спутникам.


5 Не только будка и ряженые солдаты, весь перекрёсток — большой памятник временам разделения Берлинов. Что-то осталось аутентичным, что-то сделали уже потом, сейчас не понять.


6 Для немцев этот период истории не менее болезненный, чем сама Вторая мировая. Пожалуй, главным уроком для них было именно злочастное разделение напополам: трагедия не меньшая, чем для нас распад СССР: расхлёбывать последствия — не одно десятилетие.


7 А какое отношение у вас к объединению Германий и сносу стены? Это праздник или трагедия?


8 Фуражки, матрёшки, серпы и молоты — всё, как у нас на Арбате. Только до гламурных разноцветных ушанок не додумались! А у нас уже есть :)


9


10 Одна из самых известных картинок про Берлин — табличка, где на четырёх языках написано, что "вы покидаете американский сектор". Почему-то никто никогда не фотографирует её с другой стороны. Вот вам она же со стороны въезда. Повинуйтесь дорожным правилам! Видать, в ГДР их не очень-то соблюдали.


11 Вот и будка изнутри. Тоже никогда не видел таких картинок. Но она пустая, ничего интересного.


12 Здесь же, рядом, музей стены. Вообще их в Берлине несколько.


13 Почти везде в центре города стену разобрали, чтобы не мешала застройке. Но, гуляя по улицам, вы постоянно будете натыкаться на её остатки.


14 Говорят, на окраинах и за городам остались целые километры стены и даже заброшенные КПП. К сожалению, у меня не было времени на это исследование, но в следующий приезд в Берлин обязательно сделаю подробный репортаж о нетуристических участках берлинской стены, дошедших до наших дней.


15 Жвачки. Что это — свинство или выражение протеста?


16 Большой участок защитного сооружения, превращённый в галерею настенной живописи.


17 Все графити — карикуатуры как на тему разделения Берлина, так и на советско-американские отношения в целом.


18 Интересно, что со стороны ФРГ стена была целиком исписана и изрисована, люди могли подходить вплотную и наблюдать в щёлочку. С "нашей" стороны была широкая полоса отчуждения, вышки, часовые. Ну а как иначе в Союзе.


19 При этом обычные советские граждане не могли просто так взять и приехать в дружественную соцстрану.


20 В магазинах сувениров предлагают поставить в ваш паспорт настоящий ГДРовский штамп. Услуга пользуется спросом, да и стоит всего евро. Интересно, как отнесутся наши пограничники, увидев такой штамп?


21 Гуляя по улицам Берлина, внимательно смотрите под ноги. Везде, где раньше проходила стена — дорога вымощена в два кирпича.


22 Вторая "тема" сегодняшнего Берлина — мировая война. Многочисленные вывески, мемориалы. Фотографии известных немецких евреев, которые были уничтожены фашистами или сумели убежать.


23 Для германского народа случившееся — огромная трагедия, они открыто пишут о том, что из-за фашизма потеряли лучших людей нации. Не только евреев, но и немцев — вынужденных эмигрантов. Интересно, извинится ли когда-нибудь Россия перед сбежавшей от коммунистов русской аристократией, за их сожжённые дома, разграбленное имущество и искалеченные судьбы?


24


25 Везде в городе вы будете встречать смешные старые машинки. Они называются Трабант (если вы ещё не знакомы с чудом восточногерманского автопроизводства).


26 Машина — современник берлинской стены и такой же стойкий символ эпохи. В своё время их было произведено такое количество, что до сих пор можно найти на складах тридцатилетний автомобиль без пробега.


27 Предлагают даже туры по Берлину на разноцветных Траби. В следующий раз прокачусь, будет вам тест-драй в Трабанта :)


28 Может показаться, что в городе много велосипедов. По сравнению с Бельгией их тут вообще нет, поэтому даже писать не стану. Но можно найти велосипед напрокат за 100 рублей в день. Передвигаться на велосипеде удобно, ландшафт плоский. И с ним пускают в метро и электричку.


29


30 Александерплатц — самый центр восточного Берлина. Сейчас здесь торговые центры. Отсюда начинают своё движение трамваи — вы помните, что в западной части города их нет?


31 Архитектура порой до такой степени знакомая…что даже не знаешь, радоваться или огорчаться. Советские дома всегда одинаковые, в любой стране.


32 Вот это — красиво. Реконструкция старой фабрики. То, что на предыдущей картинке — нет.


33 Позагорать на травке в центре города — такое удовольствие! А в вашем городе всё ещё запрещают ходить по газонам?


34 Городское уличное искусство — отдельная тема. Берлин давно стал центром притяжения для всяких творческих личностей. О них я даже отдельно расскажу.


35 Картинка — будто в Москву попал!


36 Дупло рекламного дерева.


37 Есть и такой Берлин. Напоминает скорее Париж и иногда — чистый Петербург.


38 Такие места сохранились как на востоке, так и на западе. С парковкой здесь, конечно, сложнее, чем на окраинах.


39 Уличные указатели нужно искать не на домах, а на перекрёстках. Это типично американская система, прижившаяся в Берлине. То же самое переходами в городе: каждый водитель и пешеход знает, что дорогу нужно переходить на углах. И "зебр" в городе, кстати, вы не встретите.


40 Кусты вместо кондиционеров украшают стены.


41 Не могу назвать Берлин красивым городом. Но он, определённо, интересный и очень комфортный.


42 Машина здесь не нужна совсем. Настолько хорошо развит общественный транспорт.


43 Но бывает, что позарез надо куда-нибудь поехать именно на машине. За продуктами в магазин или тяжести перевезти. И здесь на помощь приходит автошаринг!


44 О том, как работает система уличного автопроката в Америке, я рассказывал год назад. Оказывается, Берлин продвинут ничуть не меньше! Регистрируетесь на сайте, получаете по почте специальную карточку…есть минимум три разные компании на выбор и никто не мешает зарегистрироваться везде. Счёт в системе привязывается к банковской карте.


45 Эдуард живёт в Берлине несколько лет и вы наверняка читали фоторепортажи в его блоге. Своей машины у него нет, да и зачем? Идёшь по улице — машина стоит. Сел и поехал. Можно заранее найти ближайшую машину через приложение для телефона. Дверь открывается с помощью карты. Садимся, проверяем, что всё в порядке. Ключ установлен в приборной панели.


46 Минута стоит 15 рублей. Приехал, куда нужно — машину можно освободить или включить режим парковки. В этом случае будет сниматься по 7 рублей в минуту, а если она больше не нужна — придёт другой человек и заберёт её. Заправка — за счёт заведения. В каждом автомобиле есть специальная топливная карта. Но другую машину вы по ней заправить не сможете. А если бензин на нуле и вы заезжаете на АЗС, вам добавляют бесплатные минуты, ведь вы оказываете услугу компании.


47 Интересно, что автомобильный прокат — проект самих производителей. Мерседес заполонил весь Берлин Смартами, БМВ — Мини Куперами с мюнхенскими номерами. Ждём Опель и Фольксваген?


48 Если вы ещё не знакомы с Эдуардом — хочу представить: <span class=«ljuser i-ljuser » lj:user=«gavailer»>gavailer. Его блог — настоящий кладезь информации о Берлине. Весь маршрут я составил исключительно благодаря его заметкам, а в один из дней он поводил меня по городу.


Александр Беленький
28 августа 2013

Комментарии (2)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.